?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у frau_zapka в Кому стыдно быть женщиной?
dyNEKymQbCEЯ давно уже замечаю в интернетах и в разговорах весьма любопытный дискурс, подразумевающий, что традиционно «женские» занятия, поступки и увлечения – это дело вроде бы и неплохое, но годное только для женщин, а вот для мужчин – отнюдь. В то время как всё типично «мужское» считается хорошим всегда и для всех, хотя и доступно лишь «достойнейшим» из женщин.

Например, никому не будет неловко заявить, что он/она смотрит вечерами футбол, занимается боксом или гоняет на мотоцикле. Вполне себе мужские дела, не правда ли? Если женщина скажет, что она собственноручно нарубила грузовик дров или заработала  миллион, или переплыла в одиночку Тихий океан – ею разве что восхитятся.

А вот если вдруг мужчина сообщит, что он не спал ночами, ухаживая за младенцем, что он связал крючком скатерть или годами поддерживал жену в ее карьере – как к нему отнесутся?

Конечно, многие со скрипом соглашаются, что традиционные гендерные роли – не истина в последней инстанции, и что для женщины вполне нормально быть президентом или капитаном корабля, плюс при этом не любить рукоделие и отказываться вести хозяйство.
Однако то же самое почему-то не работает в другую сторону. Почему-то то, что всегда считалось женским/девичьим, по-прежнему остается второсортным среди мужчин, да и многих женщин.

Я признаю – многие вещи приобрели дурную репутацию и стали символами домашнего рабства, женской неполноценности и пресловутого «женского предназначения». Однако это не отменяет их привлекательности и ценности для некоторых – причем вне зависимости от пола.

Чем уход за ребенком стыднее крупной сделки? Чем слезливая мелодрама хуже хоккейного матча? Почему забота о семье смешнее железных яиц?

Я не могу поверить, что 100% мужыгов считают вышивки уродством, а выпечку кексов для семьи тупым занятием. Я не верю, что красивые бусики всем до одного кажутся отвратительными, а симпатичное покрывало на кровати для них неотличимо от рваной тряпки.

Я вот этими самыми глазами видела мужчин, которые самозабвенно вязали и с удовольствием покупали шторки для домашнего уюта. Я знала таких, которые проводили все свободное время на кухне, стряпая «судачки а-ля натюрель», и радостно нянчили детей. Но спросите их – гордятся ли они этим? Расскажут об этом в мужской компании? Сомневаюсь.

Почему-то никому не покажется гадкой женщина в мужской футболке, а вот мужчина, надевший шелковый халатик жены, вызовет отторжение даже у самого феминистичного феминиста. И отнюдь не потому, что шелк некрасивый или халат старомодный. Нет. Просто это – «женское», читай – дерьмовое.

И что самое страшное – это представление влияет и на нас, женщин. И мы часто пытаемся вписаться в образ, приемлемый мужчинами, быть не хуже. Вольно или невольно – все равно все строится на ожидаемом одобрении. А ведь то, что часто считается у них достойным уважения – жесткость, агрессия, равнодушие – не лучший образец для подражания. А всякий там экстремальный спорт, драки или бешеный карьеризм – кто сказал, что это важнее или полезнее всего остального?

Конечно, многие вещи считались исключительно женскими на протяжении всей истории. Но от этого они не стали хуже.
Никто бы не выжил без заботы в детстве, а жизнь без взаимопомощи превратилась бы в вечный бой. Так и нечего ориентироваться на то, что нам предлагают, особенно если это хуже того, что у нас уже есть.
А особенно когда подразумевают, что феминистка должна быть копией абстрактного образцового мужчины, а то заподозрят в недостаточном феминизме. Новое веяние, блин.

И я женщина, феминистка, и не хочу менять свой характер на чужой. И тем более не хочу менять свои немногочисленные хорошие качества на разное мужское барахло. Я не считаю, что абсолютно все, традиционно приписываемое женщинам, плохо или несерьезно. И я не согласна стыдиться, если мне хочется поплакать над грустной книжкой или умилиться на котика.
Пусть стыдится тот, кто не приемлет красивого-доброго-вечного из-за своих убеждений. Кто так суров и брутален, что боится намазать руки кремом, поставить на кухне вазу с цветами или посочувствовать другу.

А то вдруг подумают, что он похож на женщину. Позор.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
talto_tren
Sep. 2nd, 2015 02:58 pm (UTC)
Фигня как минимум по пункту "и радостно нянчили детей. Но спросите их – гордятся ли они этим? Расскажут об этом в мужской компании? Сомневаюсь."

Я радостно нянчу ребёнка и рассказываю об этом в мужской компании. И норм. И мои друзья когда заходили в гости, с удовольствием играли с моим сыном. И нормально.

Вот например смотрим мы мультик "Трое из Простоквашино" И наблюдаем там Матроскина, который "ещё вышивает и на машинке, тоже". И это нормально, вот уже лет так 30-40?

Это не самая часто встречающаяся вещь, но это бывает и не вызывает резкого отторжения.
talto_tren
Sep. 2nd, 2015 03:00 pm (UTC)
И да, про бытовую химию.
У меня есть друг у которого кремов для кожи ну просто дофига.
И мы его тоже принимаем, и это забавно, это часть его образа, а не отвратительно.
sarnel
Sep. 2nd, 2015 03:46 pm (UTC)
Я с тобой даже обсуждать это не буду, и не потому, что ты "неправ-неправ", а потому что ты норовишь свой опыт в узкой образованной группе населения экстраполировать на общество в целом. Я тоже в основном общаюсь именно в таком кругу, но любой выход за пределы постоянно приводит меня к столкновению с различными забавными существами, которых я была бы рада счесть динозаврами, но их слишком много. Массовый дискурс вовсе не такой миленький и уня-ня-шечный, как ты пытаешься представить.
talto_tren
Sep. 3rd, 2015 07:58 am (UTC)
Ок, я допускаю что в интернетах такой дискурс есть.
Я даже верю что он может быть массовым.
И что?
Вот тут, этот текст, примерно никак не повлияет на этот массовый дискурс.
Опять же, чего ты хочешь добиться, перепостив этот текст со всеми этими передёргиваниями?
sarnel
Sep. 3rd, 2015 08:14 am (UTC)
1. Это запись в блоге. Человек в своем блоге пишет, как хочет, использует такие риторические приемы, какие хочет, иди расскажи про "передергивания" Цицерону. Или, например, нашим политикам, которые за это бабло получают и немаленькое.
2. Я хочу, чтобы люди начинали обращать внимание на свое отношение к вопросам пола и гендера, на существующий дискурс в этих вопросах, могли отнестись критично к привычным явлениям реальности (например, обратили внимание на случаи пренебрежительного отношения к "женскому" и неоправданного превознесения "мужского", и обращали внимание на ситуации, когда они сами транслируют такое отношение). Да, я хочу общего роста уровня осознанности в этой области. Я хочу, чтобы это начало бросаться в глаза и быть неприятным. Потому что сейчас это "просто есть".
crazysage
Sep. 2nd, 2015 03:10 pm (UTC)
Как-то много передёргиваний и сваливаний в кучу.

С каких пор готовка стала позорным для мужчины занятием?

Уход за ребёнком против крупной сделки - да тут не в уходе за ребёнком проблема и не в гендере, а в понимании успеха. Гонять на мотоцикле в своё удовольствие, играть в компьютерные игры, клеить самолётики - всё это будет стыднее крупной сделки в восприятии очень большого числа людей, хотя занятия вполне мужские.

Мужчина надевший шёлковый халат вряд ли будет смешон потому что халат женский (я честно говоря даже не знаю, как отличить). А вот потому что халат например мал - будет. Но он и в мужском халате на десяток размеров меньше будет смотреться на редкость нелепо. Разве что раскраска в цветочек может подвести, да и то фиг знает, сколько тут именно гендерного вопроса.
sarnel
Sep. 2nd, 2015 04:00 pm (UTC)
Сопоставлять надо не "уход за ребенком" и "хобби", а "женское хобби" и "мужское хобби". Понятно, что в обществе при сопоставлении "важных дел" и "дуракаваляния" плюс будет на "важных делах", так что извини, некорректный пример.
Если же говорить про хобби, то общественное мнение громогласно говорит, что мужчине, даже детному, без хобби (танчиков-моделек) ну никак. И если женщина настаивает на его отделении от этого хобби (или сокращении времени на оное) на основании рождения ребенка, то она мегера (а он, если сам отделился - герой). И обратно, если мужчина в семье берет на себя солидный кусок домашних обязанностей, освобождая жене время на хобби, то ему памятник при жизни. А вот женщина, если хочет после рождения детей заниматься хобби, переложив часть работы по дому и уходу за детьми на супруга, то она однозначно "плохаямать" и "плохаяжена". Что-то я до сих пор не читала ни одной статьи, обращенной к мужчинам, про то, как важно давать своей партнерше возможность заниматься хобби и ходить в гости после рождения детей. Вернее как, в последние лет пять такие заходы стали прорываться то тут, то там. Зато женщинам такое льют в глаза и уши сколько я себя помню.
crazysage
Sep. 2nd, 2015 04:06 pm (UTC)
Ок. Ковыряние в движках автомобилей в мастерской (не как хобби, а как работа) всё равно будет стыднее крупной сделки.
sarnel
Sep. 2nd, 2015 04:49 pm (UTC)
Ковыряние в движке автомобиля (традиционно воспринимаемое, как "мужская работа") более статусно, чем работа в клининговой кампании или труд домработницы ("женская работа"). Более того, я сталкивалась с мнением, что мужчина, ковыряющийся в движке, "выбрал дело своей жизни", а женщина, заключающая крупные сделки "не нашла себя, потому что это же явно от неудач в личной жизни".
upd И я никогда не слышала мнения, что мужчина ковыряется в движке или заключает сделки от неудач в личной жизни и невостребованности женским полом.

Edited at 2015-09-02 04:52 pm (UTC)
crazysage
Sep. 2nd, 2015 04:58 pm (UTC)
Да, вот только в статье этого нет. В статье написано, что женщиной заработавшей миллион скорее восхитятся.
Я, на минуточку, говорю что статья с передёргиваниями и сбоями логики, а не то что всё это чушь и проблемы нет.
sarnel
Sep. 2nd, 2015 05:03 pm (UTC)
Статья написана блоггерским языком и, кажется, не претендует на фундаментальное исследование.
И да, женщиной _уже_заработавшей_миллион_ скорее восхитятся, а потом непреминут заметить, что она же еще и прекрасная мать-хозяйка (или наоборот, вот миллион заработала, а жизнь-то не сложилась).

Edited at 2015-09-02 05:05 pm (UTC)
var_r_r
Sep. 3rd, 2015 05:34 am (UTC)
Проблема кажется надуманной. Возможно я живу в параллельной реальности.
sarnel
Sep. 3rd, 2015 07:41 am (UTC)
Да, ты живешь в параллельной реальности. Как и большинство ролевиков - например, в силу того, что мы an-mass практически не контактируем с популярными медиаресурсами. У меня эта, непараллельная реальность, слишком близко в силу социальных причин.
Ах да, еще есть нюанс - мы ставим себе довольно мощные фильтры на восприятие (ну потому что иначе невозможно же), это процесс зачастую неосознаваемый, просто личность сопротивляется давлению. Но вот я как-то попробовала подсчитать сколько откровенно или косвенно принижающих женщин посланий получаю в течение дня. Через рекламу на улице (телевизор не смотрю, но от улицы-то куда денешься), через реплики родных и соседей (их из круга общения на 100% не исключишь), через разговоры в транспорте (наушники спасают, но не до конца), через песни, через беседы коллег по работе... На полутора десятках я забила и перестала считать. Откровенно вопиющих в тот день набралось 5 (анекдот про изнасилование в ролевом паблике, пирожок про удушение ведьм, случайно услышанная реплика по радио про "самадуравиновата", разговор на работе про "женское предназначение" и чудовищный билборд, текста которого не помню, но он реально был ужасен). Остальные были менее вопиющими, но тоже бодрыми.
То, что мы все это привычно не замечаем, не значит, что все это не формирует пространство вокруг нас и не работает против нас. А также не влияет на наше восприятие себя и других женщин.

Edited at 2015-09-03 07:42 am (UTC)
( 13 comments — Leave a comment )